Код ошибки № P0300, P0301, P0302, P0303, P0304 (Misfire Detected)

   В процессе диагностики довольно часто приходится сталкиваться с кодами ошибок P0300, P0301, P0302, P0303, P0304 – обнаружены пропуски зажигания, соответственно в 1, 2, 3 и 4 цилиндрах. Для начала рассмотрим алгоритм фиксации блоком управления двигателя кодов P030х.
   Принцип работы каждого двигателя внутреннего сгорания основан на движении поршня в цилиндре под действием давления газов, которые образуются при сгорании топливной смеси в такте рабочего хода. В современные блоки управления двигателем, выполняющие нормы токсичности Euro 2/3/4, встроили функцию отслеживания равномерности вращения коленчатого вала по сигналу с датчика положения коленчатого вала. На полностью исправном двигателе коленчатый вал вращается достаточно равномерно. Сигнал с датчика коленчатого вала имеет равномерную частоту и амплитуду. Если же в каком-либо цилиндре, по какой-либо причине, не эффективно произошло сгорание воздушно-топливной смеси, то скорость вращения коленчатого вала замедлится. Блок управления двигателем отслеживает изменение в угловом ускорении коленчатого вала и определяет в каком цилиндре происходит ухудшение такта рабочего хода. При этом механизм фиксации запускает счетчик и по достижению заданного критического количества пропусков воспламенения в единицу времени фиксирует ошибки P0300 или P0301-P0304 и загорится контрольная лампа неисправности двигателя.
   Критерии оценки пропусков зажигания:

  • Более частые пропуски зажигания, чем допустимо за время последних 200 оборотов (при температуре катализатора, превышающей 1 000 °C).

или

  • Пропуск зажигания наблюдался 15 или более раз за последние 1 000 оборотов (соответствует превышению предела стандарта выбросов в 1,5 раза).

   Возможные причины возникновения пропусков зажигания:

P0300-Random cylinder misfire detection system (Обнаружен многократный пропуск зажигания в цилиндрах)

  • Сбой одного или более компонентов системы зажигания
  • Сбой датчика угла поворота коленчатого вала
  • Сбой инжектора
  • Неправильный состав воздушно-топливной смеси
  • Низкая компрессия
  • Сбой в датчике температуры всасываемого воздуха
  • Сбой в датчике температуры охлаждающей жидкости двигателя
  • Сбой датчика расхода воздуха
  • Неисправность газораспределительного механизма (проскок ремня ГРМ)
  • Сбой системы рециркуляции и клапана рециркуляции ОГ
  • Сбой блока управления двигателем

P0301-No.1 cylinder misfire detection system (Обнаружен пропуск зажигания в цилиндре № 1)

  • Сбой связанной детали(-лей) в системе зажигания
  • Сбой инжектора № 1
  • Повреждение электропроводки в цепи инжектора № 1
  • Низкая компрессия
  • Сбой блока управления двигателем

P0302-No.2 cylinder misfire detection system (Обнаружен пропуск зажигания в цилиндре № 2)

  • Сбой связанной детали(-лей) в системе зажигания
  • Сбой инжектора № 2
  • Повреждение электропроводки в цепи инжектора № 2
  • Низкая компрессия
  • Сбой блока управления двигателем

P0303-No.3 cylinder misfire detection system (Обнаружен пропуск зажигания в цилиндре № 3)

  • Сбой связанной детали(-лей) в системе зажигания
  • Сбой инжектора № 3
  • Повреждение электропроводки в цепи инжектора № 3
  • Низкая компрессия
  • Сбой блока управления двигателем

P0304-No.4 cylinder misfire detection system (Обнаружен пропуск зажигания в цилиндре № 4)

  • Сбой связанной детали(-лей) в системе зажигания
  • Сбой инжектора № 4
  • Повреждение электропроводки в цепи инжектора № 4
  • Низкая компрессия
  • Сбой блока управления двигателем

   Пропуски зажигания являются причиной выхода со строя каталитического нейтрализатора. Несгоревшее топливо при попадании в каталитический нейтрализатор догорает в нем, раскаляя катализатор до критических температур при которых он может потерять свои свойства и даже разрушиться. Поэтому при обнаружении пропусков воспламенения, система управления двигателем отключает форсунку того цилиндра, в котором обнаружился пропуск при этом зажигает контрольную лампу «Check Engine» и заносит ошибку в память по соответствующему цилиндру (P0301-P0304). Когда блок управления регистрирует неисправность и записывает её код, он записывает также текущие параметры двигателя. Эта функция именуется «Freeze Frame Data (OBD)» или «стоп-кадр».
   Кроме того пропуски зажигания являются причиной повышенного расхода топлива, потери мощности, плохого запуска двигателя.
   Некоторые диагностические программы и даже руководства по ремонту расшифровывают коды Р030х «Misfire Detected» как «пропуски зажигания». Начинающие или неопытные диагносты начинают строить неверные предположения, что "Блок управления двигателя диагностирует проблемы в системе зажигания", но на самом деле это не совсем так. Слово «Misfire»-правильно перевести с английского языка в нашем случае, как сбой в работе.
   Естественно, система зажигания попадает под подозрение первой, но и других причин более чем достаточно. Они перечислены выше.
   Наиболее часто причиной попусков зажигания являются неисправности в системе зажигания и топливной системе.
   Так как же определить истинную причину попусков зажигания? Топливная система или система зажигания? Здесь на помощь приходит функция «Freeze Frame Data» или «стоп-кадр».
   Анализ данных «Стоп-кадра» повышает эффективность поиска неисправностей. Посредством анализа данных «Стоп-кадра» с помощью M.U.T.-III можно оценить состояние работы топливной системы в момент возникновении сбоя в работе двигателя. Если параметры топливной системы в пределах допусков, тогда причиной попусков зажигания является система зажигания. Если они выходят за допустимые пределы-причина в топливной системе.

Freeze Frame Data-01

В этом случае проблема вызвана системой зажигания.

Freeze Frame Data-02

В этом случае проблема вызвана неисправностью топливной системы.