Причины плохого запуска двигателя при низкой температуре

Самый волнующий для владельца автомобиля в морозную пору вопрос — запуск холодного двигателя. Проблема запуска двигателя возникает каждый год с приходом холодов. Запуск двигателя автомобиля иногда становится настоящей проблемой, особенно для неопытных водителей. Практика показывает, что трудности с запуском у некоторых начинаются не при температуре воздуха -20°С и ниже, а гораздо раньше - при относительно небольшом морозе. Что же происходит с двигателем при низких температурах?

Причин плохого запуска при низкой температуре воздуха много. Некоторые связаны с различными неисправностями двигателя и его систем, другие - с неправильными действиями водителя, а третьи - просто с несвоевременно проведенным техобслуживанием. Но так или иначе, а результат один - двигатель не запускается. 

Чтобы понять, почему не запускается двигатель, надо вначале представить, чем отличаются процессы, происходящие в горячем и очень холодном моторе. Таких отличий немало, но главное - в испаряемости топлива. С испаряемостью бензина связаны такие характеристики двигателя, как пуск при низких температурах, вероятность образования паровых пробок в системе питания в летний период, приемистость автомобиля, скорость прогрева двигателя, а также износ цилиндро-поршневой группы и расход топлива.

Холодный воздух, поступающий в двигатель, а так же холодные стенки каналов и цилиндров - не самые благоприятные условия для быстрого испарения топлива. И все эти условия приводят к тому, что топливо может попадать в холодные цилиндры в виде неиспарившихся капель. Капли топлива сами по себе гореть не будут - для нормального горения необходимо полностью испаренное топливо, хорошо перемешанное с воздухом. Попав на свечу зажигания, капли топлива нарушат искрообразование. Как говорят в народе, свечу "зальет". 

Есть еще один аспект проблемы. Горение топлива - это химическая реакция окисления. Для нее нужна определенная температура. Если при старте двигателя вращение коленчатого вала будет слишком медленным, то топливовоздушная смесь в конце сжатия не нагревается должным образом из-за интенсивного охлаждения от стенок цилиндра и воспламенение топливно-воздушной смеси не произойдет. Этот процесс связан с частотой вращения коленчатого вала при прокрутке стартером: при снижении этой частоты вращения до некоторой критической величины, иногда называемой минимальными пусковыми оборотами (у разных двигателей они разные), двигатель запустить невозможно даже при всех полностью исправных системах. 

Не менее важно, чтобы топливо было дозировано ровно столько, сколько необходимо для запуска двигателя. Не больше и не меньше. Чуть больше топлива - и свечи обязательно "зальет", а чуть меньше - слишком бедная смесь не воспламенится. Даже незначительная ошибка при дозировании из-за неисправности в системе подачи топлива приведет к пропускам воспламенения или вообще к его отсутствию и невозможности запуска. Как мы уже выяснили, при низких температурах дозировать топливо надо не менее точно, чем на рабочих режимах. 

Поэтому неисправность форсунок может оказать решающее значение во время запуска двигателя. Допустим, форсунки загрязнены. Значит, топлива может оказаться недостаточно. Еще хуже, если в результате подобного загрязнения искажен факел распыла. Например, форсунка, вместо того, чтобы распылять топливо, "льет" его струей.

ingector

Запуск в подобном случае почти невозможен – топливо испариться не успеет и просто зальет свечу. 

Система зажигания тоже может быть причиной проблем. И главное, пожалуй - свечи. Нагар, подгоревшие электроды, неправильный зазор – все это приводит к затрудненному запуску двигателя в мороз. Поэтому перед зимой лучше поставить новые свечи, даже если старые не отработали свой ресурс.

Исходя из вышесказанного, можем утверждать, что двигатель уверенно запускается при низких температурах воздуха в случае, если: 

- топливо хорошего качества;

- топливо хорошо распыляется и точно дозируется; 

- свечи в хорошем состоянии, система зажигания исправна; 

- система пуска (стартер, аккумулятор) исправна и обеспечивает необходимую скорость вращения коленчатого вала. 

Несколько советов. 

Если вы храните машину на открытой стоянке или у вас нет возможности оборудовать отопление гаража, то важно запомнить несколько простых правил, которые помогут запустить холодный двигатель при минусовых температурах.

1. Необходимо поставить автомобиль на ручной тормоз и включить нейтральную передачу (для автомобилей с ручной коробкой передач).

2. Выжать до отказа педаль сцепления, это существенно облегчит запуск холодного двигателя.

При низких температурах вязкость масла увеличивается, что приводит к повышению нагрузки на стартер и в результате чего частота вращения коленчатого вала снижается. Выжав сцепление вы отключаете коробку передач,  тем самым снижаете нагрузку на стартер.

3. Перед запуском двигателя убедитесь, что все потребители электроэнергии  (обогрев заднего стекла и зеркал, обогрев сидений, габаритные огни и т.д.) отключены.

4. Произведите запуск двигателя.

Если двигатель не запустился в течении 3-5 секунд, выключите зажигание. Через 20-30 секунд повторяете запуск двигателя. Пауза в 20-30 секунд необходима для испарения топлива. Если повторный запуск не удался, повторите паузу. 

Если после нескольких попыток мотор не завёлся, то возможно произошло переобогащение смеси и свечи залиты. Зимой необходимо иметь в запасе второй комплект свечей - на случай, если вы залили свечи бензином при неудачном холодном запуске.